Воскресенье, 05.05.2024, 13:40
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя начальных классов Новогригорьевской ООШ

Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 6
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2013 » Ноябрь » 22 » Дидактические игры при обучении грамоте.
20:01
Дидактические игры при обучении грамоте.


Дидактические игры при обучении грамоте.

Исходя из естественной логики обучения детей грамоте: звук - буква, чтение - письмо, все дидактические игры разделены соответственно на четыре группы: фонетические, графические, грамматические, игры, развивающие связную устную речь. Учебной задачей проведения игр в период обучения грамоте ставится формирование фонематического слуха в различных его проявлениях:

  1. Установление изучаемого звука в словах ("Чей голосок"), определение места звука ("Где спрятался звук ?").

  2. Придумывание слов на заданный слог в определенной позиции. Ра ма
    Ра на
    По ра
    Ко ра

  3. Составление схем слогов - слияний с использованием цвета: синего (твердый согласный), зеленого (мягкий согласный), красного (гласный). А также обратное задание: по данной схеме назвать слог.

  4. Игра "Живые буквы". Детям выдаются буквы, они должны найти пару, причем так, что бы получился слог (по опорной согласной или гласной).

  5. Составление слогам по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слога. Например, даны картинки, на которых изображены тигр, олень. Дети составляют слог по первым звукам (Т),(О), придумывают слова с данным слогом то-пор, то - варищ. Затем меняют картинки местами, выясняют, какой теперь получился слог (слог от).

Дети вспоминают слова с этим слогом: ответ, отдых - в начале слова, кот, пот - в конце. Далее проводится работа со словом. Детей знакомят с понятием "слово". Слова бывают короткие и длинные. Самые короткие - союзы и предлоги, состоящие из одной буквы У,И,К,В,С. Для уяснения лексического значения слова даются разные задания.

  1. Подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам - пушистая, рыжая, хитрая... (лиса).

  2. Обобщение понятия: какое слово лишние и почему ? (лето, осень, неделя).

  3. Добавление нужного слова (Пальто, шапка, шарф-...).

  4. Называние общего слова.(стол, стул, шкаф-...).

Деление слов на слоги, подсчет количества слогов в слове выделение ударного слога. Простукивание двух слогов, выделяя ударный слог громким стуком. Дети подбирают слово с таким же количеством слогов и с ударением на том же слоге: весна, зима, лето, осень.

Подбор слов к заданным схемам с гласными буквами:
а - а - а - о - о - о - о - а
рак - ра - ма - мо - ло - ко - о - са

Составление слова из данных слогов (слоги даны в рассыпную). Исключение лишнего слова: гусь, гусенок, гусыня, гусак, гусеница. Подбор к данному слову родственных слов: снег, снежок, снежная, снеговик, снегоход, снегозадержание. Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова: пора, кора, нора, гора. Чтение слов в обратном порядке: сон, шалаш.

Игра "Кто быстрее, кто больше ?".

Из каждой буквы данного слова придумать другие слова: ослик, оса, слон, лось, иволга, корова.

Игра "Кто больше придумает слов из данного слова, используя только эти буквы ?".

Например: грамотей (герой, море, тема, март, гора, рот, маг, торг, гам).

Подбор синонимов, антонимов, анонимов.

  1. Труд, работа;

  2. День-ночь, высокий - низкий, далеко - близко, бежать - ходить.

  3. Лисичка гриб, лисичка животное.

Игра "Сложи словечко".

Какие два слова спрятались в одном ? Самолет (сам летает), листопад (листья падают), пылесос (пыль сосет). Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на уроке игровой ситуации приводит к тому, что дети не заметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки.

Учитывая вариативность отдельных игр, исходя из возможностей группы, воспитатель может выбрать необходимые для урока упражнение. Такие как: "На что похожа буква", "Учимся играя", "Занимательный материал (скороговорки, загадки, пословицы и так далее)", "Словарь (крылатые слова и выражения, происхождение слов)".

Чтобы дети лучше запоминали букву можно предложить им по фантазировать, на что она похожа, выложить ее из счетных палочек, выщипать из бумаги, вырезать из вдвое сложенного листка, преобразуя уже известные буквы (например, ж(жук) получается из к, ф - из р, т - из г). Дети дописывают недостающие элементы букв, играя в "Поставь буквы правильно".

"Звуковые" игры

("Кто внимательнее?" - на выделение и определение звука, "Кто больше?" - на составление слова с изученным звуком и так далее) развивают фонематический слух ребенка, формируют умение сознательно выполнять звуковой анализ слова, развивают память, внимание, наблюдательность. В играх типа "Доскажите словечко" малыши не только интересуются звуковой стороной слова (поиски ритма, красоты звучания), но и серьезно задумываются над его смыслом, выразительностью. В играх "Том - Тим" (или "Камень-Вата") дети стараются безошибочно выполнять задание по различению твердого или мягкого согласного. Можно провести игру "Перекличка", предлагая вставать только тем детям, в имени или фамилии которых есть изучаемый звук. Это будет одновременно и маленькой физкультминуткой.

Стихотворная форма словарного материала (веселые стихи, рифмованные упражнения, правила в стихах и так далее) благотворно влияют на выработку оптимального темпа и ритма речи, исподволь развивая интерес к стихам, к поэзии, русской речи, языку.

Развивать детям фонематический слух и память, как важно правильно произносить каждый звук в слове, помогают скороговорки. Надо тренироваться в произношении звуков, заучивать скороговорки, проговаривая их сначала медленно и громко, потом тише и быстрее, почти шепотом. На каждом занятии дети должны выучить одну две скороговорки. Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, веселые стихи, учитель закрепляет правильное произношение детьми звуков, отрабатыk4;ает дикцию, способствует и развитию голосового аппарата, темпа речи.

Очень любят дошкольники слушать сказки приключения букв, сочинять свои. Сказочная форма позволяет вести необычные сказочные ситуации. Через сказочные элементы воспитатель может найти путь в сферу эмоций ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. В гости к детям приходят, предлагая интересные игры, сказочные персонажи, например, при изучении буквы А - Айболит, Б - Белоснежка, В - Винни Пух, Г - Гномики и так далее, или Веселые человечики: Петрушка - умный и находчивый, замечательный актер и весельчак; Мурзилка, приносящий в своем портфеле занимательный материал в виде ребусов, кроссвордов, шарад. Приходит в гости к ребятам и веселый Карандаш, умеющий рисовать волшебные картинки, которые оживают с помощью детей. Кроме того, у него всегда много интересных историй, сказок про буквы. Иногда приходит и Незнайка, озорной, смешной, он шалит, ленится и не хочет заниматься, делает ошибки.

Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации - все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету, наблюдательность, воссоздающее воображение, способность к сопереживанию, образную память, чувство юмора, формирует умение овладевать оценочной терминологией (хитрый, глупый, жадны и так далее), рождает умение удивляться, видеть в обычном необычное.

Обучающая задача: активизировать и пополнять знания детей об алфавите; обучать пониманию слов-антонимов, синонимов, омонимов; формировать умение связывать существительное с соответствующим глаголом.

Развивающая задача: развивать внимание, память, мышление, воображение, речь, звукопроизношение, фонематический слух.

Воспитательная задача: воспитывать усидчивость.

Материал: обручи, мяч.

1. «Сказка про алфавит»

Цель: активизировать и дополнять знания детей об алфавите, буквах.

Педагог предлагает детям послушать сказку.

Это не простая сказка, а сказка про алфавит. (Детям предлагается вспомнить и высказаться, кто что знает про алфавит.)

Раньше все буквы жили в разных домиках так, как им хочется, без всякого порядка. Это было тяжело для людей, потому что у букв не было своего постоянного адреса и их трудно было отыскать. Мало того, буквы часто менялись своими местами, поэтому каждый день их можно было обнаружить в новом месте. Тогда люди решили расселить буквы по порядку и построить каждой букве свой дом. Они долго думали, с какой буквы начать, а потом решили, что первой надо поселить ту букву, с какой начинают разговаривать дети. Этой буквой оказалась А. Как только она получила свой домик, и все буквы увидели, какой он удобный, они тоже попросили построить им домики. Буквы выстроились в очередь друг за дружкой, и только буква Я бегала и громко кричала, что ей нужно первой строить дом, она самая лучшая и самая красивая. Тогда люди и буквы посовещались и решили такой заносчивой букве построить дом в последнюю очередь. Так получился целый город для букв, который назвали АЛФАВИТОМ. В нем все буквы живут дружно вместе, и у каждой есть свой домик и свое место.

Далее воспитатель проговаривает алфавит и показывает детям его в изображении. Все вместе рассматривают буквы, называют, кто какие знает, и т. д.

2. «Шмели — пчелы — осы»

Цель: развивать звукопроизношение, внимание, двигательную активность детей.

Материал: обручи.

Педагог делит дошкольников на три группы: шмели (они гудят
Ж-Ж-Ж), пчелы (З-З-З), осы (С-С-С). У каждой группы есть свой домик (можно положить разноцветные обручи в разных углах комнаты). Днем шмели, пчелы и осы летают, гудят, на цветы садятся, резвятся, а ночью возвращаются в домики. Начинается игра: воспитатель поочередно произносит слова «день — ночь».

Следует делать акцент в игре на звукопроизношение, чтобы «насекомые» гудели своим звуком, тише, громче и так далее.

3. «Буква заблудилась»

Цель: развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.

Воспитатель напоминает детям про то, что слова складываются из букв. В словах буквы стоят, как и в алфавите, по определенному порядку. Но случается, что буква заблудится, и тогда меняется слово, например: дом — дым, стол — стул. Затем читает детям стихотворение:

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась,

Забежала в чей-то дом

И хозяйничает в нем.

Послушайте внимательно следующие стихи и скажите, какая буква заблудилась так, что изменила слово.

1. Синеет море перед нами.

Летают майки над волнами.

2. На виду у детворы

Крысу красят маляры.

3. Сели в ложку и айда,

Плаваем туда-сюда.

4. «Хитрые слова»

Цель: развивать понимание детьми слов-антонимов, слов-синонимов, слов-омонимов, внимание, память, мышление.

Педагог рассказывает детям о том, что среди множества слов, которыми мы пользуемся в жизни, есть очень много «хитрых». Например, есть слова, противоположные по значению: большой — маленький, толстый — тонкий, веселый — грустный.

Воспитатель предлагает, помня это правило, закончить стихи, которые он будет читать.

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь — … («низко»),

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь — … («близко»).

Скажу тебе я слово «трус»,

Ответишь ты — … («храбрец»).

Теперь «начало» я скажу,

Ну, отвечай — … («конец»).

После этой игры педагог рассказывает про еще одни «хитрые» слова, которые звучат по-разному, но обозначают одно и то же. Например, бегемот еще называется гиппопотамом, дворец называют замком, лошадь можно называть кобылой. Педагог просит детей вспомнить такие слова и назвать их.

Самолет — аэроплан.

Ключ — родник.

Камень — булыжник.

Гора — скала.

И т. д.

Затем педагог объясняет дошкольникам, что есть еще один вид «хитрых» слов, которые звучат одинаково, а обозначают разное. Например, ключ. Это может быть ключ для открывания дверей, а может быть — родничок. Или слово «ручка», которое может обозначать и руку, и ручку, которая пишет. Воспитатель вместе с детьми вспоминает еще такие слова. Можно прочитать следующие стихи и попросить детей пересказать, о чем в них шла речь.

Норка вылезла из норки

И пошла к знакомой норке.

В норку норкину вошла,

Норку в норке не нашла.

Если норки нету в норке,

Может, норка возле норки?

Нет нигде, пропал и след.

Норка здесь, а норки нет.

Если игра идет динамично, то имеет смысл провести все задания вместе; если же дети испытывают затруднения, то игра разбивается на несколько. Педагог может применять отдельные задания в процессе других занятий.

5. «Слушай внимательно»

Цель: закреплять умение группировать предметы; развивать внимание, двигательную активность детей.

Материал: мяч.

Педагог предлагает детям подвигаться, но не просто бегать, прыгать, ходить, а по специальному заданию:

  • когда воспитатель скажет названия птиц (воробей, ворона, скворец, грач, голубь, снегирь и т. д.), то дети должны будут махать руками, как крыльями;

  • если он произнесет названия животных (собака, кошка, лошадь, свинка), то детям нужно быстро бегать друг за дружкой;

  • если же педагог говорит названия насекомых (паук, жук, комар, божья коровка, муха и т. д.), дети должны ползать по комнате.

После того, как все дошкольники уяснили смысл игры, воспитатель начинает давать задания.

При первоначальном проведении игры задания меняются не очень часто, затем это можно делать гораздо быстрее. Кроме того, при повторных играх можно менять содержание заданий, классификацию предметов (овощи, фрукты, ягоды; одежда, обувь, головные уборы; детская мебель, посуда, игрушки и так далее).

6. «Что делает предмет»

Цель: развивать внимание, формировать умение связывать существительное с соответствующим глаголом.

Педагог рассаживает детей полукругом вокруг себя и объясняет, что он будет называть разные предметы и бросать мяч. Те, кто получит мяч, должны будут называть, что делает этот предмет.

Например:

нож, ножницы — режут;

карандаш, фломастер, ручка — рисуют;

мыло — мылит;

молоток — стучит и т. д.


Просмотров: 2592 | Добавил: Poznyak45 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz