Типы
и виды уроков. Современные требования
к уроку. Домашнее задание.
Урок,
как основная форма обучения.
Урок
– основная
единица образовательного процесса,
чётко ограниченная временными рамками
(45 минут), планом работы и составом
участников.
Основной
формой обучения в мире является классно
урочная форма обучения.
Уроки
даже по одному предмету мало похожи
друг на друга. Для
урока характерны специфические признаки:
1.Постоянная
группа учащихся.
2.Руководство
учителем, деятельности школьников с
учётом индивидуальных особенностей
каждого из них.
3.Овладение
основным изученным материалом на уроке.
Структура
урока и методика его проведения зависят
от дидактических целей и задач, которые
решаются в процессе обучения. В зависимости
от преобладающих методов и средств
обучения один и тот же тип урока может
иметь несколько разновидностей (видов).
ВИД
УРОКА = ФОРМА УРОКА
Попытки
классифицировать уроки, разбить их на
несколько типов предпринимались очень
давно. Первым этой проблемой занимался
К. Д. Ушинский.
Типы
и структура уроков.
Структура
урока – совокупность
элементов урока обеспечивающая его
целостность и сохранность основных
характеристик урока при различных
вариантах.
Структурные
элементы урока.
I.Организация
начала урока (2 минуты). Заинтересовать
детей, привлечь их внимание к уроку,
сообщить тему и цель урока.
II.Проверка
домашнего задания (3 минуты). Определённый
уровень усвоенного материала предыдущей
темы и подготовка школьников к восприятию
новой информации.
III.Основная
часть. Изучение нового материала (20
минут). Научное, увлекательное, доступное
изложение нового материала с привлечением
учащихся.
IV.Первичное
закрепление знаний (5 минут). Можно
использовать специальные задания после
объяснения нового материала. Провести
беседу с целью выработки умений и
применения знаний.
V.Подведение
итогов урока (2 минуты). Выяснить чему
научились дети на уроке, что узнали
нового и аргументировать оценку знаний
учащихся.
VI.Информация
о домашнем задании (3 минуты). Сообщение
домашнего задания и разъяснение способов
его выполнения.
Типы.
Наиболее
распространенную и используемую на
практике классификацию ввёл Б. П. Есипов
и выделил следующие типы уроков:
1.Изучение
нового материала.
2.Урок
закрепления знаний и формирование
умений и навыков.
3.Урок
обобщения и систематизации знаний.
4.Урок
контроля и коррекции знаний, умений и
навыков учащихся.
5.Комбинированный
или смешанный урок.
1
тип: Изучение
нового материала.
Вид
урока:
- лекция,
- урок с
элементами беседы,
- лекция
с элементами презентации,
- урок
конференция,
- экскурсия,
- исследовательская
работа.
Цель
урока:
изучение новых знаний и первичное их
закрепление.
Структура
урока:
I.Организация
начала урока (2 минуты). Заинтересовать
детей, привлечь их внимание к уроку,
сообщить тему и цель урока.
II.Проверка
домашнего задания (3 минуты). Определённый
уровень усвоенного материала предыдущей
темы и подготовка школьников к восприятию
новой информации.
III.Основная
часть. Изучение нового материала (20
минут). Научное, увлекательное, доступное
изложение нового материала с привлечением
учащихся.
IV.Первичное
закрепление знаний (5 минут). Можно
использовать специальные задания после
объяснения нового материала. Провести
беседу с целью выработки умений и
применения знаний.
V.Подведение
итогов урока (2 минуты). Выяснить чему
научились дети на уроке, что узнали
нового и аргументировать оценку знаний
учащихся.
VI.Информация
о домашнем задании (3 минуты). Сообщение
домашнего задания и разъяснение способов
его выполнения.
2
тип: Урок
закрепления знаний и формирование
умений и навыков.
Вид
урока:
- практикум,
-
экскурсия,
-
лабораторная работа,
- деловая
игра,
- урок
дискуссия.
Цель
урока: Вторичное
закрепление усвоенных знаний, выработка
умений и навыков по их применению.
Структура
урока:
I.Организация
начала урока (2 минуты). Заинтересовать
детей, привлечь их внимание к уроку,
сообщить тему и цель урока.
II.Проверка
домашнего задания (3 минуты). Определённый
уровень усвоенного материала предыдущей
темы и подготовка школьников к восприятию
новой информации.
III.Эта
часть меняется.
IV.Контроль
и самопроверка знаний учащихся.
V.Подведение
итогов урока (2 минуты). Выяснить чему
научились дети на уроке, что узнали
нового и аргументировать оценку знаний
учащихся.
VI.Информация
о домашнем задании (3 минуты). Сообщение
домашнего задания и разъяснение способов
его выполнения.
3
тип:
Урок обобщения и систематизации знаний.
Вид
урока: -
семинары,
- конференция,
- обобщённый
урок,
- урок
собеседование,
- урок
дискуссия, диспут.
Цель
урока: Обобщение
знаний учащихся в систему. Проверка и
оценка знаний учащихся.
Этот
тип урока используется при повторении
крупных разделов изученного материала.
Структура
урока:
I.Организация
начала урока (2 минуты). Заинтересовать
детей, привлечь их внимание к уроку,
сообщить тему и цель урока.
II.Основная
часть. Изучение нового материала (20
минут). Научное, увлекательное, доступное
изложение нового материала с привлечением
учащихся.
III.Контроль
и самопроверка знаний учащихся.
IV.Подведение
итогов урока (2 минуты). Выяснить чему
научились дети на уроке, что узнали
нового и аргументировать оценку знаний
учащихся.
V.Информация
о домашнем задании (3 минуты). Сообщение
домашнего задания и разъяснение способов
его выполнения. (По выбору)
4
тип:
Урок контроля и коррекции знаний, умений
и навыков учащихся.
Вид
урока:
- зачёт,
- экзамен,
- контрольная
работа,
Цель
урока:
Определить уровень знаний, умений и
навыков учащихся и выявить качество
знаний учащихся, рефлексия собственной
деятельности.
Структура
урока:
I.Организация
начала урока (2 минуты). Заинтересовать
детей, привлечь их внимание к уроку,
сообщить тему и цель урока.
II.Основная
часть. Изучение нового материала (20
минут). Научное, увлекательное, доступное
изложение нового материала с привлечением
учащихся.
III.Подведение
итогов урока (2 минуты). Выяснить чему
научились дети на уроке, что узнали
нового и аргументировать оценку знаний
учащихся.
IV.Рефлексия.
5
тип: Комбинированный
или смешанный урок.
Вид
урока:
- практикум,
-
конференция,
-
семинар,
-
контрольная работа,
-
лекция,
Цель
урока:
Выработка умений самостоятельного
применения знаний в комплексе и перенос
их в новые условия.
Структура
урока.
I.Организация
начала урока (2 минуты). Заинтересовать
детей, привлечь их внимание к уроку,
сообщить тему и цель урока.
II.Проверка
домашнего задания (3 минуты). Определённый
уровень усвоенного материала предыдущей
темы и подготовка школьников к восприятию
новой информации (в зависимости от формы
обучения может и не присутствовать).
III.Основная
часть. Изучение нового материала (20
минут). Научное, увлекательное, доступное
изложение нового материала с привлечением
учащихся.
IV.Первичное
закрепление знаний (5 минут). Можно
использовать специальные задания после
объяснения нового материала. Провести
беседу с целью выработки умений и
применения знаний.
V.Подведение
итогов урока (2 минуты). Выяснить чему
научились дети на уроке, что узнали
нового и аргументировать оценку знаний
учащихся.
VI.Информация
о домашнем задании (3 минуты). Сообщение
домашнего задания и разъяснение способов
его выполнения.
У
традиционных уроков есть «+» и «-»:
«+»
|
«-»
|
1.
Организационная чёткость педагогического
процесса.
2.
Системный характер обучения.
3.
Эмоциональное воздействие учителя
на учащихся.
4.
Обилие информации, использование ТСО
и наглядностей.
|
1.
Учитель ограничен временными рамками.
2.
Трудно осуществлять индивидуальный
подход при большой наполняемости
класса
3.
Больше внимания уделяется на передачу
ЗУНов, а меньше на развитие познавательной
сферы.
|
3.
Современные требования к уроку.
Современные
требования к уроку бывают трёх видов:
1.
Дидактические
-
чёткое определение места урока среди
других уроков,
-
соответствие содержания урока учебной
программе с учётом подготовки учащихся,
-
учёт принципов целостного педагогического
процесса,
-
выбор методов и более эффективных
средств и приёмов обучения,
-
наличие межпредметных связей.
2.
Воспитательные и развивающие методы.
-
формирование памяти, внимания и мышления
школьников,
-
воспитание нравственных качеств
личности,
-
развитие познавательного интереса и
мотивов,
-
соблюдение учителем педагогического
такта, выдержки и терпения,
-
развитие творческих способностей,
-
создание проблемной ситуации.
3.
Организационные требования к уроку.
-
наличие продуманного плана проведения
урока,
-
чёткость проведения урока (в соответствии
со структурой урока),
-
создание рабочеё дисциплины,
-
использование средств обучения и
информационных технологий,
-
завершённость урока, его гибкость и
подвижность.
Планирование
учебного процесса и подготовка учителя
к уроку.
В
практике школы сложились два основных
вида планирования:
1.
календарно - тематическое,
2.
поурочное.
В
календарно - тематическом планировании
указывается:
1.
темы и разделы курса,
2.
количество учебных часов для каждой
темы и календарные сроки,
3.
формы организации учебной работы
(лекция),
4.
оборудование,
5.
задания, которые нужно выполнить по
теме дома/
Начинается
календарно - тематический план с изучения
программы. Эта работа выполняется перед
началом учебного года и каждой четверти.
Изучение
методической литературы занимает
главное место при подготовке учителя
к уроку, так как он просматривает разделы
учебника, методическое руководство,
статьи в педагогических журналах,
новинки методической литературы и
другие источники.
ПОДГОТОВКА
УЧИТЕЛЯ К УРОКУ.
1.
Изучить учебник, подготовить материалы,
которые необходимо изучить на уроке и
выбрать материал для самостоятельного
изучения.
2.
Подобрать средства обучения по теме
урока (пособия, учебные диафильмы,
компьютерные материалы и т.д.).
3.
Особое внимание необходимо уделить
лабораторной работе. Технику и метод
проведения учитель тщательно отрабатывает.
Разработка
плана урока.
План урока
–
конечный результат подготовительной
работы учителя.
Он составляется
на основе тематического планирования
с учётом эффективности изучаемой темы.
В плане
указывается:
1. – тема,
-
тип,
-
вид.
2. Цельурока
(образовательная, воспитательная,
развивающая).
3. Оборудование.
4. Литература.
5. Структура
урока (указывается время на каждый этап
урока).
Учитель в
процессе подготовки к уроку определяет,
какие понятия подлежат особому усвоению.
Тексты для записи на доске должны быть
точно продуманы и записаны.
Учителя
математики, физики, химии, информатики
и др. дисциплин записывают в конспекте
урока решение задач, которые будут
предложены школьникам на уроке.
Учитель
продумывает заранее вопросы для опроса
и записывает их в конспекте, а так же
намечает домашнее задание.
Молодым
специалистам рекомендуется составлять
подробные конспекты уроков.
Нестандартные
уроки их характеристика.
С середины
70-х годов в отечественной школе
обнаружилась опасная тенденция снижения
интереса школьников к занятиям. На это
массовая школа ответила практически
нестандартными уроками, имеющими главной
целью возбуждение и удержание интереса
учащихся к учебному труду.
НЕСТАНДАРТНЫЙ
УРОК- это
импровизированное учебное занятие,
имеющее нетрадиционную структуру.
Мнения
педагогов на нестандартные уроки
расходятся:
- одни видят
в них прогресс педагогической мысли,
правильный шаг в направлении демократизации
школы.
- другие
считают такие уроки опасным нарушением
педагогических принципов.
ТИПЫ
НЕСТАНДАРТНЫХ УРОКОВ:
1.уроки -
«погружения»
2.уроки -
деловые игры
3. уроки –
пресс-конференции
4. уроки –
соревнования
5. уроки типа
КВН
6. театрализованные
уроки
7. уроки –
консультации
8. компьютерные
уроки
9. уроки –
творчества
10. уроки –
аукционы
11. уроки –
зачёты
12. уроки –
формулы
13. уроки –
конкурсы
14. уроки –
игры
15. уроки –
суды
16. уроки –
фантазии
17. уроки –
концерты.
|